|
1973 - Затянувшаяся расплата
Этот фильм, вот уже несколько десятилетий позиционирующийся как поворотный не только в карьере Амитаба Баччана, но и в истории индийского кинематографа, весьма меня разочаровал. Знаете, как бывает, когда какая-нибудь картина получает много Оскаров, стремишься ее посмотреть, ожидаешь чего-то сногсшибательного, а тебе предлагают нечто совершенно тривиальное и не заслуживающее внимания, вызывая некоторое недоумение… Но тем не менее с дня первого успеха фильма за Амитабом закрепилось имя«Рассерженный молодой человек», а Болливуд дал крен от романтических фильмов в сторону боевиков и детективов, в которых и снимал в основном того же Амитаба, вступившего в лучшую декаду в своей карьере, и стал первым номером в списках всех режиссером того времени (после относительного равнодушия к его персоне).
Стоит признать, что фильм снят в далеком 1973 году и на фоне других мог казаться новаторским для первых зрителей, принесших ему рекордный доход в 60 миллионов рупий, но все же сюжет у него бедноват, особенно для умопомрачительных индийских фильмов, по сценариям которых обычно можно снять несколько фильмов или сериал.
Сюжет: Итак, в начале нам показывают контрабандиста Ранджита, который приторговывал поддельными лекарствами. Пока его не было дома, дочке сделалось плохо и, получив инъекцию папиного самопала, она умирает. Отец, не зная себя от горя, решает порвать с подельниками. Но из мафии не увольняются. В праздник Дивали к ним в дом приходит мужчина с пистолетом и цепочкой на руке, к которой прикреплен кулон в виде бегущего коня. Ранджит и его жена под шум праздника и фейерверков погибают от огнестрельных ран, а их сын, Виджай, который перед приходом убийцы играл в прятки и поэтому сидел в шкафу, остается сиротой со страшной психологической травмой. Все, что он видел из шкафа, – рука с цепочкой и пистолет, поэтому ему годами снятся кошмары о белом коне и черном всаднике с рогами (?).
Собственно, фильм, названный советскими прокатчиками «Затянувшаяся расплата», на самом деле называется «Цепочка» - именно от зловещего наручного браслета убийцы. Англичане же называют картину «Кандалы». Изголяются кто как может…
Маленького мальчика, вмиг лишившегося родителей, забирает к себе домой добросердечный инспектор полиции, потеснив собственного сына. Спустя 20 лет повзрослевший и ставший полицейским Виджай (Амитаб Баччан) живет в одиночестве и все так же просыпается от кошмаров. Он слывет честным, бескомпромиссным и излишне жестоким к правонарушителям, за что его не очень любят и постоянно переводят с одного участка на другой. Но в нем есть и готовность не только карать, но и помогать: разорившийся торговец, ступивший из-за этого на скользкую стезю преступлений, получает от него в долг 300 рупий, чтобы восстановить свою лавку и не опускаться еще ниже на социальное дно. Вот ведь правду говорят: благими намерениями устлана дорога в ад: добрый поступок Виджая станет для него ловушкой, но об этом позже. Призвав к порядку очередного наглого преступника (на сей раз держателя подпольного игорного дома) по имени Шер Хан (Пран), Виджай получает резкий отпор: наглец говорит, что в юном инспекторе больше полицейского гонора, нежели смелости, потому он и смеет указывать людям, что делать, прячась за свою должность, как за щит. Виджай принимает этот своеобразный вызов и приход в квартал Шер Хана в повседневной одежде, как гражданин, а не коп, чтобы чисто по-мужски попросить того закрыть подпольный бизнес. Следует драка, после которой Шер Хан не только становится верным другом Виджая, но и действительно закрывает свой бизнес и становится законопослушным автослесарем (чудесное исцеление кулаком!). Тем временем Виджаю начинают поступать анонимные звонки с указанием маршрута и номеров машин, перевозящих контрабандный алкоголь. Один за другим контрабандисты попадают за решетку. Поэтому глава бутлегерской мафии Теджа (Аджит) приглашает Виджая на званный вечер, где его пытается соблазнить его любовница. Но Виджай понимает, с кем имеет дело и дает понять Тедже, что не продается. Вскоре после этого во время погони за очередным грузовиком с контрабандой Виджай становится свидетелем того, как преследуемый им автомобиль врезается в толпу переходящих дорогу школьников. Только один человек из толпы видел лицо водителя, которого смогли поймать в толпе, но не уверены, что это именно он. Этим свидетелем является юная Мала (Джая Бхадури), уличная точильщица ножей. Люди Теджи приходят в ее скромную сиротскую обитель и за 5000 рупий покупают ее молчание. Поэтому когда Виджай приглашает ее как свидетельницу на опознание, она отвечает, что никого не видела. Взрывной характер молодого полицейского проявляется и на этот раз: он хватает Малу за руку и тащит ее в морг, посмотреть на детей, сбитых грузовиком. Девушка так потрясена увиденным, что идет в комнату для опознаний и указывает на водителя-убийцу. А полученные от мафии деньги отдает в сиротский приют. Естественно, это не остается безнаказанным: в тот же вечер Мала едва сбегает от подосланных убийц. Она находит убежище в доме Виджая (вопрос, как она его нашла, не стоит. Допустим, раньше видела, где он живет, хотя это бооольшой вопрос). На следующее утро она подает ему чай, они узнают, что оба сироты, Мала говорит сакраментальное «никто не должен жить один» и Виджай отправляет ее в дом брата, чтобы невестка учила ее английскому и премудростям ведения хозяйства (и тут контрабандисты совершенно теряют ее след и больше не пытаются отомстить, как удобно и, главное, "убедительно"!). Теджа раздосадован помехой, которую он видит в Виджае и посылает своих людей нанять Шер Хана (а то они сами не могут) убить строптивого полицейского (правдоподобность хромает на все ноги). Шер Хан жутко возмущается подобным предложением и выгоняет «нанимателей» в шею. А сам идет предупредить Виджая и предложить свои услуги в качестве телохранителя. Виджай легкомысленно отмахивается, считая себя непотопляемым «Титаником». Тогда Теджа находит другой способ убрать строптивца со своего пути. Помните 300 рупий торговцу в самом начале? Так вот эта подлая душонка по имени Гангу под предлогом возвращения долга заманивает Виджая к себе домой, где того ловят «с поличным» и арестовывают за коррупцию. Шер Хан ловит Гангу и вынуждает поехать с ним в суд и дать правдивые показания, но слуги Теджи сбрасывают предателя Гангу с поезда. Суд выносит Виджаю приговор: 6 месяцев тюрьмы и 5000 штрафа. В случае неуплаты штрафа срок продлевается еще на один месяц. И тут нам показывают совсем непонятную лично мне долгую сцену займа денег Шер Ханом у ростовщика. Вот это я понимаю: набил кому-то морду и человек становится твоим верным другом настолько, что влазит в огромные долги, которые вряд ли сможет отдать, учитывая свою теперь праведную жизнь пролетария, только для того, чтобы друг вышел из тюрьмы на месяц раньше. При этом нам не дают понять, узнает ли об этом Виджай и как потом выпутывается из этой ситуации сам Шер Хан. Логично предположить, что Виджай не дурак и задает вопрос о штрафе, тогда столь бы логично было показать его признательность рыжему дружку. Но нет, эта линия обрывается, зато внезапно всплывает другая. До суда Виджай видит в Мале (судя по его реакциям) только подопечную, хотя явно Мала испытывает к нему более романтические чувства. Сразу после суда молодой человек велит девушке не навещать его (поэтому она страдает по нему, живя в доме его брата), после выхода на свободу он ее в упор не видит, спрашивает о здоровье Шер Хана у него самого, а у Малы – про брата. ВСЕ! Тем не менее, когда она ВДРУГ решает уйти из дома его брата к себе домой, Виджай останавливает ее со слезами на глазах и обещает, что сделает для нее все, что угодно. А говорят, женская логика неправильная. До этого заявивший Тедже в ресторане (тоже странный финт ушами) о смертельной вражде, ради Малы Виджай снова встречается со своим врагом и объявляет перемирие (это как если бы заяц объявил перемирие волку, перед этим наступив ему на хвост). Когда же на связь снова выходит загадочный анонимный осведомитель и просит встречи, Виджай отказывается помочь, мотивируя это тем, что обещал жене (?!!) не ввязываться. Осведомителем оказывается полусумасшедший нищий де Сильва (Ом Пракаш), потерявший сразу трех сыновей (с типично индийскими именами Джордж, Роджер и Тони) в новогоднюю ночь, так как они отравились некачественным вином производства Теджи (тут могла бы быть реклама "Минздрав предупреждает", но я не буду настолько вредной трезвенницей). Виджай упрямо зовет его дедушкой, хотя недавно умершим сыновьям страдальца было 22, 20 и 11 лет (при том, что Виджаю 24-25, товарищ ему в отцы годится, никак не в деды). Отказ сводит Виджая с ума и Мала приходит жаловаться на него Шер Хану (ну я не могу, какая идиллия!) Тот на ходу выдумывает себе праздник и приглашает Виджая, обещая, что поговорит с ним. Разговор выглядит как длинный танец про дружбу в исполнении мокрого от усилий Прана (кажется, он категорически не хотел сниматься в танцевальной сцене, если мне не изменяет память). После этого Виджай идет домой, отказавшись от предложения Шер Хана его подвезти. Каким-то чудесным образом Теджа узнает не только про спонтанную вечеринку и приглашенных, но и путь, которым именно пешком будет идти Виджай. Поэтому на мосту бывшего полицейского встречает два десятка головорезов, которые вступают с ним в драку. В это момент уже успевший уснуть и увидеть страшный сон, с криком просыпается (!!!!!) Шер Хан и мчит на машине к мосту (сон, видать, с джэпэрээсом был), только чтобы увидеть, как избитого Виджая сбрасывают с моста на рельсы перед приближающимся поездом. Знаете, удивительно не то, что Шер Хан успел вытащить друга из-под колес, а то, что сброшенный с моста юноша отделывается переломом руки и синяками. Гвозди бы делать из этих людей! © После этого любящая Мала дает Виджаю добро на открытие сезона охоты на преступников, в ответ на что мы наконец слышим от него долгожданное I love you (на 2 часе 20 минуте) с примечанием, что он говорит это в первый и в последний раз (а не из Челябинска ли он часом?) В городе волна отравлений алкоголем и на вопрос инспектора, чьих это рук дело, в кабинет (как рояль из кустов) влетает Виджай и объявляет виновником Тежду, притаскивая с собой языка свидетеля – одного из рабочих на фабрике Теджи. Следует серия рейдов, про которые мы узнаем из разговора по телефону одного из доверенных лиц с Теджей. Тот отсылает его с любовницей в загородный дом, о котором никто не знает. Виджай и Шер Хан следят за ее машиной и попадают туда, чтобы застать разговор о том, что кому-то надо поехать за деньгами в квартиру, Теджа посылает одного (!) из толпы своих телохранителей, а его любовь говорит, что у нее там драгоценности, и он отсылает и ее тоже. Она сокрушается: как же он тут останется совсем один. Ответ потрясающий: «Я не один, у меня есть мое виски». Простите, а прочие здоровые лбы? Все за деньгами? Их что там, мешками надо грузить? В общем, дико извиняюсь, но я не понимаю, почему все не только хвалят дуэт сценаристов Салима и Джаведа, но и дали им награду за этот фильм. Финал фильма – тотальный фейспалм вообще, начиная с этой глупой сцены про одиночество главаря огромной банды. Воспользовавшись которым Виджай является пред несветлы очи злодея и начинает тыкать ему в физию пустую бутылку де Сильвы, бутылку, которая отняла у него сыновей. Теджа иронически посмеивается и предлагает Виджаю выпить и вот в этот момент юноша видит (а куда он до этого смотрел-то, особенно здороваясь с ним за руку!) злополучную цепочку с конем и признает в Тедже убийцу своего отца. Следует потасовка, драка у бассейна, прибытие (наконец-то) телохранителей, которые вместо спасения босса пытаются побить Шер Хана. Наконец Виджай ловит Теджу, а телохранители – Шер Хана, угрожая его жизни и предлагая обмен. На что отважный бывший владелец игорного дома кричит, что таких, как он, много и придут другие, а Теджа избежит наказания и его уже не поймать, так что стреляй, Виджай! Тут откуда не возьмись (нет, ну правда, откуда она узнала, куда ехать? Они ей стрелки на дороге рисовали? По рации связывались?) на сцене появляется Мала и метает в злодеев ножи (она ж их только точит, а не хранит в арсенале!), а за ней подтягивается и полиция (ответный выкат рояля?). Комиссар ловит гав и вот уже он на мушке у Теджи. Но героический Виджай кидается к оброненному кем-то в драке пистолету и, качаясь на полу, как в приступе чесотки, трижды стреляет в Теджу. Не знаю, может, для кого-то это верх крутости, но выглядит это до умопомрачения нелепо. Таким образом ровно 20 лет спустя после смерти родителей в такой же праздник Дивали (который, если память мне не с кем не изменяет, не приходится каждый год на один и тот же день) Виджай мстит убийце, который сделал его сиротой. Злополучная цепочка же каким-то мистическим образом оказывается на земле (ну как она могла соскользнуть, после стольких лет-то???) и Виджай выбрасывает ее в бассейн, где плавает ее владелец (как г**** сразу всплыл, кстати). Отняв у Малы очередной нож, Виджай бросает в бассейн и его (вот нафига, скажите? Домовитый муж из него получится) и уходит с ней в машину инспектора, которая уезжает в закат в тьму переулка. Титры.
Тривия: Фильм посвящен матери режиссера. Фильм номинировался на 9 наград Фильмфейр и получил 4 из них: лучшая идея, лучший сценарий, лучший автор слов, лучший монтаж. Только с наградой Гульшану Бавре я полностью согласна: песня "Yari Hai Imaan Mera" действительно трогает. И вообще он молодец. Персонажа Амитаба Баччана зовут Виджай КХАННА – ирония в том, что это фамилия первой суперзвезды Болливуда Раждеша Кханны (который вот недавно умер 18 июля 2012). Мальчик, игравший Виджая в детстве, играл сына Амита в фильме «Звонок незнакомца»/Benaam. Роль Виджая изначально предлагали нескольким актерам, один из них, Раадж Кумар, отказался от нее в силу того, что не мог выносить запах масла для волос режиссера картины Пракаша Мехры. Сценаристы Салим Кхан и Джавед Актар хотели снять этот фильм еще и на английском, а сюжет они «позаимствовали» у двух английских фильмов (ну как всегда). Именно намеченная после успеха фильма праздничная поездка в Лондон стала причиной того, что Амитаб Баччан и Джая Бхадури (исполнители главных ролей) ВНЕЗАПНО стали мужем и женой, по настоянию Хариванша Рая Баччана (ибо негоже с девушками по заграницам прохлаждаться, лучше совместить это с медовым месяцем). Если бы фильм провалился, не было бы ни поездки, а следовательно, и свадьбы. Когда герой Баччана сидит в тюрьме, героиня Бхадури тоскует и поет песню. С точность до наоборот было в предыдущем совместном фильме будущих супругов «Один взгляд»/Ek Nazar: героиня сидела в тюрьме, а герой Баччана страдал и пел об этом. В 2013 выйдет одноименный римейк фильма, в котором Баччану предлагали сыграть одну из второстепенных ролей, но он отказался, хотя не отказался от приглашения на свадьбу актера, который сыграл его звездную роль, тем самым развеяв сплетни, что он против съемок римейка. Изначально снятый в формате 4:3, фильм стал издаваться на ДВД популярных брендов в разрешении 16:9, отчего игра актеров иногда просто не видна из-за экстремальной обрезки картинки
По моему скромному мнению, это далеко не самый лучший фильм Амитаба Баччана, но все же спасибо ему за старт карьеры, которая впоследствии принесла нам много приятных... часов просмотра. )))
Клипы: Banake Kyun Bigada Re
Dil Jalon Ka (зацените пиджачок)
Diwane Hai Diwanon Ko
Yaari Hai Iman Mera (та самая песня-победительница)
Капсы тут
|
Category: Описания фильмов | Added by: Tatiana (2013.07.05)
|
Views: 1026
|
|
|
|