Второй (после "Ананда") и последний фильм дуэта Амитаб Баччан - Раджеш Кханна.
Cюжет: Два закадычных друга Вики (Амит) и Сону (Раджеш) при ближнем рассмотрении оказываются очень разными. Да, они учатся вместе (при этом Вики рисует дамочек, а Сону-прилежный отличник), ходят по борделям, дерутся и напиваются и готовы друг за друга жизнь отдать, но при этом Вики - сын крупного промышленника, живущий в хоромах, а Сону - представитель среднего класса, живущий в скромном доме с сестрой и матерью. Но это ничуть не омрачает их дружбы. Напротив, улыбчивый легкомысленный Вики считает своими родными сестру и маму Сону и они отвечают ему тем же. Сону искренне любит Вики, но без холопьего подобострастия, хотя, фактически, живет на его подачки и разделяет с ним не только трапезу, но и одежду (в фильме есть сцена, когда они оба случайно одевают одинаковые рубашки). Однажды их развеселая столичная жизнь прерывается звонком из Бомбея: отец Вики слег с инфарктом и требует присутствия сына на заводе.
Следует учесть, что фильм сделан как ретроспектива, мы следуем дорогой воспоминаний поседевшего Вики, которого в первых кадрах фильмах выпускают из тюрьмы. И среди встречающих его у ворот есть кто угодно, только не Сону. То есть сразу существует напряжение и ожидание непоправимой трагедии.
А пока юный взбаламошный Вики приезжает к отцу и выслушивает его наставления. Как работать, а тем более управлять заводом, он не имеет никакого понятия, но это его не останавливает. Он подписывает распоряжения, полагаясь на помощников отца, но, не спрося у них совета, грубо перебивает беседу своего зама с профсоюзным лидером. В результате резкого отказа Вики на их просьбу, переданную через профкома, рабочие объявляют забастовку. Отец (прекрасно сыгранный злодеем-папой из "Танцора диско" Омом Шимпури, кто помнит) Вики призывает того к себе и велит извиниться перед профкомом - стариком Бипанлалом (ветеран А.К. Хангал), да еще при рабочих. У Вики пар из ушей от гнева, но такова воля отца, ведь производство простаивает и убытки растут. Викрам просит прощения у Бипанлала, как и велено, но сам сбегает в Дели плакаться в жилетку своему лучшему другу. Увидев слезы в глазах Вики, Сону испытывает потрясение и обещает помочь ему отомстить противному старику-простолюдину. Друзья договариваются, каким образом сместят Бипанлала с его должности и лишат доверия рабочих. Ударив по рукам, друзья возвращаются в Бомбей уже вдвоем. Сону называется Чандером, нанимается учеником столяра и селится в бараках вместе с остальными, игнорируя протесты Вики. "Чтобы войти в доверие к рабочим," - уговаривает новоявленный Чандер друга, - "следует быть среди них и знать, чем они дышат". Поначалу этическая сторона задуманного совсем не смущает Сону, но после встреч с некоторыми жителями и появлением новых друзей, он начинается задумываться. Выбивая на глазах у рабочих из якобы презираемого им Вики поблажки и денежные выплаты, псевдо-Чандер загоняет себя в ловушку. Потому что с каждым днем он все больше входит в положение людей, которые его окружают, и их боли и радости трогают его сердце. Поэтому даже когда цель парочки достигнута: Бипанлал посрамлен и профкомом избирают Сону - новоиспеченный защитник прав рабочих говорит Вики, что не может их бросить. Тем более что он влюбился в сестру своего помощника Дхонду (Асрани) по имени Шима (Рекха). Наступают трудные времена. В стране инфляция, нехватка продуктов, среди рабочих начинается голод и Сону-Чандар просит Вики поднять зарплату рабочим. Тот соглашается подать государству прошение о выплате компенсации, но тут вмешивается отец. Фильм вообще пронизан сентенциями в духе "злобного духа капитализма": разделяй и властвуй, сей межнациональную и религиозную вражду между рабочими, чтобы они не сплачивались и не были едины в принятии решений о забастовках. Так вот, отец предупреждает, что "люди среднего класса быстро становятся предателями" и "твое решение привлечь друга обернется горем - он из среднего класса". И отказывает в повышении зарплаты. Чтобы окончательно добить Сону, гнусный папаша отсылает сына в Дели, а сам идет на завод и при всех обращается к Сону по настоящему имени, тем самым выкрывая его как вруна и провокатора. Естественно, после работы возмущенные соседи избивают Сону. Но тут появляется неожиданный спаситель: старичок Бипанлал расталкивает толпу и уговаривает жаждущих крови рабочих подумать, что и почему сделал хозяин и кем является для них Сону-Чандер. Следом в барак к избитому другу влетает Вики: он опоздал на самолет и случайно узнал от услужливого прихвостня своего отца о нападении на Сону. Возмущенный Вики просит друга бросить неблагодарных свиней-рабочих и уйти с ним. Но Сону отказывается. Отец Вики увольняет лже-Чандера с работы. Разгневанные рабочие с подачи Бипанлала объявляют забастовку. Они требуют восстановления Чандера и повышения зарплаты. Спустя месяц хозяин, давно отстранивший Вики от дел, сдается, соглашаясь с условиями бастующих (исключительно потому, что скоро война и он может неплохо подзаработать, а вовсе не потому, что рабочии начали умирать от голода), но приказывает своим головорезам убить и Сону, и Бипанлала. Тот же прихвостень приносит весть о задуманном злодействе Вики, не денег ради, а по совести. Вики мчится спасать друга, но опаздывает: Сону на его глазах сбивает машина. Рабочие перекрывают ей путь и вытаскивают водителя. Тем временем Вики плачет у кровати друга. Сону берет с него слово, что Вики позаботится о благополучии рабочих, и умирает. Обезумев от горя, Вики, выйдя на улицу, говорит полиции, что водителю за наезд заплатил именно он. И на суде повторяет то же самое: "В смерти Сону виноват я. Потому что он - предатель". За такие красивые слова Вики осуждают на 14 лет. Будучи за решеткой, он просит Бипанлала исполнить завет Сону и побеспокоится о рабочих, а отцу говорит, что тот не только забрал у него друга, но также и любовь сестры и матери, любовь, которую тот за своими делами никогда не дарил сыну. И "разве не платят сыновья за грехи отцов своих". И вот, история сделала круг, в финале мы снова видим постаревшего Вики и вокруг него узнаем ассистентку отца Нишу (Сими Гаревал), к которой он неравнодушен, совсем дряхлого Бипанлала и маму Сону с его сестрой. А на видном месте в законсервированных комнатах Вики (отец давно умер) висит большой портет Друга - Сону. The End.
От себя могу сказать, что сейчас фильм совсем не смотрится, так как это не легковесное бадди-муви, а все-таки социальный памфлет, реплика с тех лет, которая дико выглядит в пост-индустриальном обществе современного мира. Особенно работа в толпе под навесом. Три раза ха. Конечно, все крайне прилизано. И трущобы скорее похожи на приличные чистенькие мотели и вообще при всей своей бедности рабочие ходят в добротной и разнообразной одежде, что выглядит весьма неправдоподобно. И образы немного карикатурны, но главное ведь харизма, верно? ))) Дуэт Баччан-Кханна великолепен из-за разности их энергий и внешности. Актерская игра выше всяких похвал. Порадовал Асрани. Как всегда, король эпизода. Его "полеты" прекрасны ))) А Рекху, честно говоря, я и не узнала. Круглолицее темнокожее чудо. Совсем не похожа на себя теперешнюю. Глаза почти добрые ;) Еще стоит выделить роль пьяницы-поэта Алима, который заражает Сону своим лирическими воззрениями на жизнь и смерть и в итоге погибает от своей пагубной зависимости, блестяще сыгранную Разой Мурадом (годом ранее он играл с Баччаном в "Ek Nazaar"), актером с огроменным послужным списком и глубоким голосом, по красоте и силе соперничающим с Баччановским. Но все же, наверное, не голосом единым... ;)
Тривия: в начале фильма Вики хвастается матушке Сону своими часами, которые носит на обоих руках. Общеизвестный факт, что Амитаб Баччан очень любит часы и зачастую их можно увидеть на обоих запястьях (или двое на одном)
Клипов в фильме три, но Баччан появляется только в одном.
|