Фильм «Любовь и предательство» нужно смотреть в очень благостном настроении, сразу уговорив себя, что это индийскийская поделка и, не смотря на показанные в нем довольно современные атрибуты быта и отношений, он ничем не отличается от фильмов 60-х – 70-х годов. Если перефразировать и сказать грубо: «отключаем мозги и смотрим». Потому что при таком условии фильм понравится. Само неправильно переведенное название (настоящее название - «Садовник») подготавливает зрителя к драматическим перипетиям, любовным драмам и к мысли о мокрых от слез и соплей носовичках. Неважно, что влюбленные – пенсионеры. Их сердца горячи, а взаимное чувство свежо, как будто зародилось только вчера. И вот этих престарелых Ромео и Джульетту разделяет злой рок в лице… собственных детей. Но, в отличие от шекспировских героев, индийские снова счастливо воссоединяются, справедливость и любовь торжествуют. Хэппи энд и потекшая тушь. Нет, ну в самом деле. Фильм смотрится великолепно. Восторженные индийцы даже блюрей в 2011 году выпустили, позволив зрителям всего мира любоваться прекрасными в любом возрасте Хемой Малини и Амитабом Баччаном (ну да, ну да, еще там Салман Хан в гостевой роли). Режиссер монтажа и оператор заслуживают оваций и парного памятника в полный рост. Картинка живая, яркая, разнообразная, история трогательная и поучительная, с хорошим концом и позитивом. Не стоит также забывать о замечательных танцевальных номерах и песнях, 4 из которых великолепно спел сам исполнитель главной роли Амитаб Баччан. Если Вам удалось таки отключить логическое мышление и Вы не склонны требовать от индийских фильмов правдоподобности и внятности сюжета – этот фильм однозначно для вас. Много радости, потом слезы, потом расплата по счетам и все это без крови и мордобоев, а тихо и по-семейному. Да еще и с такими непревзойденными актерами. Ну просто сказка, а не фильм.
На самом деле сказка. Вы никогда не замечали, что, переступив порог определенного возраста, человек перестает воспринимать сказки? Например: ну что за мама такая, которая дочку в лес с волками одну отправляет? Или почему девушка на вопрос: «Тепло ли тебе?» - отвечает суровому Морозко, окружающему ее лютым холодом, - «Тепло, дедушка»? Ну и так далее. Что-то кликает в голове, и все, начинаешь видеть за сказками что-то совершенно неадекватное, а очарование уходит. Так и с этим фильмом (ну и с большинством других, просто этот ну очень красивый). Вы обратили внимание, что, перечисляя заслуживающих аплодисменты, я не упомянула режиссера и сценариста? Неспроста. Потому что вместе два этих товарища очень постарались, чтобы в пересказе прекрасный фильм при придирчивом просмотре казался нагромождением ляпов и несоответствий.
Не хотите расстраиваться – не читайте того, что написано ниже. Просто идите и наслаждайтесь замечательными людьми и радуйтесь счастливому финалу. Я предупредила.
Итак, начнем. Жила-была семейная пара, Радж и Пуджа, которым было под 60 (праздновали 40-летие со дня свадьбы), и было у них то ли четверо, то пятеро сыновей (ну в самом деле, я до сих пор понять не могу). Отец семейства работал в банке и слыл ценным и уважаемым служащим. Жена была домохозяйкой и вся ее работа состояла в заботе о муже: галстук завязать, ужином покормить. Очень трогательные отношения были, должна сказать. Доброта, мир и любовь. Только собаки у них были привязаны к столбу беседки на довольно коротких поводках без мисок поблизости и особой тени тоже. Ну, подумаешь, собаки! Их же выгуливали, в конце концов. Хозяин по утрам. И все. Ну хватит о собаках. А еще, наверное, супруги были глуховатые, потому что когда они рассуждали о прожитых годах, стоя в кухне над тортиком, к ним в дом ввалились дети с женами и внуками, а родители услышали их в точно отмерянное режиссером время и очень удивились. После бедных собак зритель начинает задумываться о вменяемости хозяев дома. И сцена встречи из радостной и радушной получается какой-то неловкой… В общем, дети, в стиле ниндзя проникшие в дом, требуют праздника (кстати, как потом покажут, все сыновья с семьями живут в разных городах, то есть операция по внезапному одновременному появлению у родителей была продумана наперед). И вот из ниоткуда дом полон гостей, украшений и угощений. Логично, если забыть, что домой папа пришел с работы. Ну да ладно, подумаешь, вдруг там у них всё и все на подхвате были. В разгар праздника супругам звонит пятый… сын? Ну, они его зовут именно так, посчитаем его таковым и мы. Только вот что странно: непонятно, он был приемным или добросердечная пара только оплачивала его достойное образование в Англии? Потому что остальные сыновья весь фильм о нем ни гу-гу, телефонов и адресов он их не знает (потому что в итоге не смог сам отыскать родителей и узнать их судьбу) и вообще все так… расплывчато. Очень нежный и любящий, тихий и смиренный (ха-ха три раза, потому что его играет Салман Хан). На следующий день дети разъезжаются и обещают приехать еще. На Дивали (осень). Потом вспоминают, что еще же будет Холи (март) и решают приехать на его празднование. Нехилый такой разброд в датах для любящих детишек, да?
При этом младших (из четырех, потому что сколько пятому, вообще непонятно) сын мнется и жмется и через маму просит у папы денег на машину. Папа, конечно, отказать не может. Отдает все, что накопил на пенсию (из разговора с управляющим банка мы понимаем, что пара не копила особо, все тратила на детей, и стоимость авто – все, что у стариков вообще есть при полном отсутствии будущих выплат пенсионного пособия от государства), это немаловажная деталь истории.
Перед Холи папа письменно (!!! заметьте, на дворе 2003 год и с Алоком они вот только что по телефону разговаривали) приглашает сыновей приехать, чтобы обсудить какой-то важный вопрос. Так как к этому времени он уже вышел на пенсию, зрителям показывают, что алчные дети рассчитывают получить от родителя «свою» долю в его выходном пособии, при этом неплохо проведя время (самый зажигательный танцевально-песенный номер празднования Холи на моей памяти). Но мечтам сыновей не суждено сбыться. Наоборот – их ждет весьма, как оказалось, неприятный сюрприз. Родители в силу своей финансовой ситуации не в состоянии платить за аренду (!!! за 40 лет не обзавестись своим жильем? Банковскому работнику с именной печатной бумагой???) дома и содержать его. А еще им скучно самим и, оглядываясь в прошлое, они понимают, что недодали любви и внимания детям (ну, по крайней мере, папа так сказал), поэтому предлагают сыновьям поселить их у себя, чтобы общаться и жить в мире, согласии и удовольствии семейного уюта. Для «любящих» сыновей и невесток это заявление – как гром с ясного неба. Никому не хочется повесить себе на шею проблемы престарелых родителей. У каждого есть масса причин и отговорок. В итоге они приходят к решению, что для смягчения удара по семейному бюджету и жилищным условиям, маму с папой нужно разделить, чтобы они по полгода жили у разных сыновей. Для супругов это решение смерти подобно, ведь за все 40 лет они никогда не жили в разлуке. Но делать нечего: верящие в добрые намерения детей родители со слезами и болью в сердце соглашаются на эти убийственные условия. Хотя невестки до последнего надеялись, что их предложение будет отвергнуто любящей парой: «Кто же знал, что ради того, чтобы нами покомандовать, они даже решат разлучиться». Кстати, еще момент: дом огромный. Предполагается, что в нем выросло по меньшей мере четверо (а то и пятеро, все же непонятно с этим Алоком) детей, но тем не менее родители во время приезда гостей спят на полу в коридоре. И – все фотографии в доме сделаны (ну немудрено, конечно) на съемочной площадке в одежде, которую мы видим в фильме. Такое впечатление, что 40 лет до начала повествования они не фотографировались от слова вообще. Бооольшой минус продюсерам. В момент отъезда на пороге Раджа и Пуджу встречает добрый друг, у которого они и арендовали дом, и обещает им, что никого не собирается там селить и пеняет супругам, что не стали предупреждать об отъезде (!!!). При этом вся мебель, книги и прочее остается в доме. То есть они по идее уезжают навсегда и отдают ключи, но с собой берут только по чемодану (!!!). И в последний момент, спеша на такси, уезжающие хозяева вспоминают о собаках! Гринписа на них нет! Собак, которых «нельзя разлучать, бедняжек», забирает младший сын. Значит, так: все запомнили, что родителей развезли в разные стороны аккурат после празднования Холи (который препадает на начало весны).
По приезду на новое место жительство господину Раджу становится неприятно, что сын не помогает ему донести от такси его чемодан и он вынужден тащить эту тяжесть сам, делая при этом вид, что волокет сундук, набитый кирпичами. Однако, войдя в комнату, Радж спокойно без усилий держит чемодан на весу одной рукой довольно продолжительное время, хотя можно было бы и поставить (особенно после Сизифова взбирания по лестнице). Дедушку селят в одной комнате с внуком. Чудесным образом в комнате ребенка оказывается две кровати (какого, спрашивается, если предложение родителей и решение о переезде было совершенно неожиданным? Рояль в кустах с матрасом). Потом за ужином невестка садит его не во главе стола (ну с какого?) и они с мужем обсуждают свои дела (а Радж обиженный, вроде бы только о нем и разговоров должно быть. Если бы авторы хотели показать пренебрежительное отношение, надо было бы что-нибудь поубедительнее придумать). Потом уставший сонный сын не дослушивает папу и уязвленный бывший отец семейства идет звонить любимой жене в телефонную будку на улице. Следует душераздирающая сцена беседы, оголенным нервом сыгранная Амитабом Баччаном. Они с Хемой Малини – единственное, что заставляет оставаться у экрана и смотреть на их великолепную игру.
У Пуджи тоже дела не слава Богу. Любящая внучка выдвинула ультиматум, что не позволит посягать на свою свободу и не собирается делить свою комнату со старушкой. Поэтому бабушку селят в комнате служанки (очень недовольной по этому поводу, потому что ей придется спать в кухне и в итоге она вообще сбегает). В комнате служанки зачем-то стоит стремянка и вообще вид, как у чулана.
Следующая важная веха фильма - встреча с Арчи - очень мило обставлена, только я вот настолько очерствела, что не могу поверить в дружбу с первого взгляда между стариком, хоть сто раз харизматичным, и владельцем кафе, который за день видит тысячи харизматичных и не очень личностей. Особенно в перенаселенном Дели.
Очередной повод кукситься для папы – утреннюю газету отняли и отнесли сыну. Нет, ну в самом деле, если человек за много лет привык читать газету перед выходом на работу, почему он должен отказываться от этого в пользу пенсионера, который может почитать ее в любое время после того, как все разойдутся?
Ровно посреди фильма раскрывается заявленное в русском названии предательство: сын в лицо папе говорит, что родители никому из детей ничего не дали, что сыновья пробивались в жизни сами и что он не нуждается в помощи по составлению финансового отчета от служащего мелкого банка, который на закате жизни «ходит с протянутой рукой». Следует горький монолог Раджа/Баччана в адрес ушедшего спать сына, сильная сцена, но почему сам-на-сам??? Почему не так же в лицо?
Арчи с женой и их знакомые молодые люди уговаривают записать историю любви Раджа и Пуджи. Загоревшись идеей, дедушка-графоман решает воплотить ее с помощью своей любимой печатной машинки для писем. В 3 часа ночи. И жутко обижается, когда разбуженный сын говорит ему, что ночью люди хотят спать, а не слышать шум механической печатной машинки. Дедушка переносит свою писательскую деятельность в кафе Арчи, то есть печатает там днем (представляю радость посетителей) вместо того, чтобы так же днем печатать в пустой квартире. Дальше – больше. Внук случайно разбивает очки, а «любящий» папа отказывает дедушке в деньгах на новые (работник крупной межконтинентальной корпорации ссылается на конец месяца и связанный с этим недостаток средств. Белый воротничок, живущий от зарплаты до зарплаты – это очень правдоподобно). Перед этим папа дает 1500 рупий СЫНУ, говоря жене, чтобы она пошла с ним и купила ребенку новые туфли. Чего не жене-то деньги дать??? Для того, конечно, чтобы внук смог купить по своей инициативе очки бедному дедушке и получить за это затрещину от озверелой мамы (что называется, берем белые нитки и сшиваем сюжетные обороты). Вопрос ради интереса: очки разбились вдребезги, для дедушки покупка новых – неожиданность. Итого, получается, 10-летний пацан сам сходил в оптику и по мелким осколкам воссоздал нужные диоптрии, чтобы возместить нанесенный дедушке урон?
Итак, долго ли, коротко ли, наступило 14 февраля. День святого Валентина, о котором живший, очевидно, в полном информационном вакууме, Радж услышал впервые, в отличии от своей жены, которая 40 лет ждала, чтобы муж поздравил ее с этим праздником (просто ).
Но Пуджа не только в знании молодежных праздников преуспела. Кроме этого, стоя на страже чести и невинности своей грубиянки-внучки, она каким-то –надцатым чувством в чужом городе находит не только дискотеку, где тусуется ее юная наследница, но и ее саму на грохочущей и полутемной дискотеке как раз в тот момент, когда подозрительный жеребец собирался над этой внучкой-коровой надругаться. Ну просто perfect timing, как говорится
Сразу после Дня Святого Валентина нам показывают фрагмент с Карвачотом. Это такой праздник для жен. Отмечается примерно в августе.
Итого: Холи (март) ДСВ (14 февраля) Карвачот (август). А жить у сыновей договаривались всего по полгода. От марта до августа как раз столько, но при чем тут ДСВ???
Итак, Карвачот. В который жены постятся до восхода Луны для того, чтобы их мужья были здоровы. Из чувства солидарности с Пуджой Радж тоже отказывает себе в еде и обнаруживает, что сын с невесткой и внуком ушли в ресторан, оставив пустой холодильник, что ему приходится греметь посудой, чтобы сделать для Пуджи по телефону вид, будто он ест (она все равно не повелась на такой ламерский обман, кстати). Совсем пустой холодильник? В шикарном доме? Что, и печеньки нигде не завалялось, правда???
После злоключений Раджа нам показывают проблемы и обиды Пуджи и вдруг звонок: любящий муж напоминает жене о приближении их 41 годовщины со дня свадьбы! Годовщины, с которой начинался фильм!!! Прошел год! А еще им пора снова переезжать. То есть полгода закончились. То есть рассуждая о том, что можно приехать на Дивали, дети не собирались видится с родителями почти год и с неохотой приехали на Холи??? Это если забыть про 14 февраля…
Перед отъездом внук просит дедушку больше не приезжать к ним. И непонятно: печется ли он о родном человеке или о себе, чтобы мама больше не била? Сцена слезоточивая и жутко двусмысленная. Далее Радж встречает Пуджу в городе их молодости, где пересекаются их поезда, и уговаривает сдать багаж в зале ожидания ж.д. вокзала и погулять по городу. Следующая сцена: номер отеля, развешанные на тремпелях костюмы (а как же упомянутые камеры хранения на вокзале?) и чудесный вечер в смокингах и вечерних платьях. Пусть даже последнее можно списать на фантазию, но ради сцены с галстуком прописывать нищих героев в отеле…
Дальше – больше. Уезжая к другому сыну (да и вообще уезжая) Радж оставляет не только свою «рукопись», но и печатную машинку, которой он так дорожил, потому что она была подарена женой. И вообще обязательно нужна для набора писем. Гуляя по городу, супруги совершенно случайно набредают на автосалон и катаются в дорогой машине, а когда дилер в сердцах толкает старика, который и не собирался покупать авто, тот оказывается на груди пятого непонятного кого (потому что и сам Радж считает, что сыновей у него только четыре, не упоминая этого пятого). Алок рассказывает, как искал и волновался, ездил домой, а там замок (а языка спросить у соседей или владельца дома у него не было, или на работе, на худой конец, все же все знают)! С этого момента начинается хэппи-энд, местами слащавый до приторного (как, например, Салман Хан, спящий сидя у постели приемных родителей или кто они там ему и домашний храм их же имени).
На следующий день (за ночь то есть) рукопись Раджа прочитана лондонским издателем и подписана в печать (!!! ой, ну я уже не могу просто), а им привозят чек с авансом, который покроет все расходы на содержание дома (откуда Арчи узнал, где жила семья Мальхотра и что их стоит искать именно там?). На приеме, посвященном переизданию ставшей популярной книги, Радж произносит прочувственную речь о прописных истинах, любви, родителях-корнях, детях-ветках и их неблагодарности. Опять же, отлично сыграно, жутко трогательно, но лично я не могу спокойно смотреть на это, потому что по моему твердому убеждению дети вырастают такими, какими их воспитали. Я хочу сказать, что папа, порицающий своих детей за черствость и «наше сегодня – их завтра» сам виноват, что воспитал таких себялюбивых монстров, не способных уважать и любить своих родителей. То есть, по сути, сам фильм лично для меня не имеет смысла. Хотя я не отрицаю, что кого-нибудь он заставит задуматься об отношениях в семье. Но опять же, такому нужно учить раньше правил перехода через дорогу, а не великовозрастных лбов с киноэкрана... Махровое ИМХО, конечно...
Тривия: Идея снять фильм пришла к Б.Р. Чопре за 30 лет до этого, когда он посетил дом престарелых в Копенгагене. Тамошняя постоялица рассказала ему о детях, которые сдали ее туда и никогда не проведывали. Изначально главные роли должны были играть Дилип Кумар и Ракхи Гульзар. Но затем съемки были отложены на 30 лет. Позже Кумар сожалел, что не снялся в фильме. Роль Аджая Мальхотры, старшего сына, предоагали Монишу Балу, но он отказался, потому что не хотел играть отца 15-летней дочери. Первые строчки песни "Main Yahan Tum Wahan" были написаны Б.Р. Чопрой. Роль Арпиты Радж хотели предложить Джухи Чавла, но она отказалась, так как была беременна. Футболка, которую носит в одной из сцен Салман Хан, принадлежала сыну Рави Чопры Капилу. На роль Алока перед Салманом Ханом предпологалось взять Шарук Хана.