Ham ko bhi suar khane ka haram he, - "Нам тоже свинину есть грех" - обиженно отзываются в Индии проститутки и слуги из низких, презираемых каст (придерживающиеся, конечно, мусульманской религии и блюдущие связанные с ней пищевые запреты), если слышат в свой адрес грубые выкрики. Они ведь тоже люди!
В индийском обществе до сих пор имеется множество низких, неприкасаемых, презираемых групп. Но к каждой из них все же относятся по-разному и презирают каждую по-особому. Например, хотя общественный статус прачек дхоби и цирюльников матаи низок, их уважают. Это понятно: ведь без их услуг невозможно было бы существование высших каст, не соприкасающихся с такой повседневной "прозой жизни", как стирка белья, бритье бороды, стрижка. Прачки уважаются еще и с ритуальной точки зрения: грязное они делают чистым. А вот представителей полукриминальной касты санъси, которые до сих пор промышляют воровством чужих животных, боятся и презирают все.
Низкие касты, занимающиеся уборкой мусора, кожевенными работами, плетением корзин, разделкой туш, необходимы для общества так же, как и ступни ног для человека: извечно погруженные в пыль и грязь, они дают возможность и передвигаться, и сохранять в чистоте остальные части тела.
Живя в Индии и наблюдая за индийским обществом, не перестаешь изумляться многообразным диковинным обычаям и облику разных каст, общественных групп, субкультур, религиозных общин. Пожалуй, одно из самых сильных потрясений вызывает общество хиджра, до сих пор мало изученное антропологами. В приличном индийском обществе не принято говорить о них, интересоваться их жизнью. Упаси тебя Бог упомянуть о своем добровольном общении с ними! Хотя, впрочем, это не следует воспринимать так уж серьезно. Современное индийское общество, в особенности его средние слои, довольно цинично и лицемерно. Подчас "порядочный" индиец, отец семейства, при свете дня будет на чем свет поносить представителей этой касты, а ночью с удовольствием примет их сексуальные услуги.
Итак, кто же такие хиджра? Прежде всего, это гермафродиты, но не только (ср.: O'Flajerty, Doniger. 1980). Настоящие гермафродиты, кстати говоря, довольно редко встречаются даже среди хиджра, хотя они весьма почитаются остальными. Обозначение хиджра предлагается использовать в качестве так называемого "зонтичного" термина, применимого для обозначения религиозной, этнической, кастовой принадлежности, а также группы людей с определенными физиологическими особенностями. Хиджра называют себя кхунса, кходжа, кусра, мукхама (в штате Уттар-Прадеш), кхада, котхи (в Андхра-Прадеш), парайя, фатада, чхаки (в Гуджарате).
В эту многотысячную общину (общая численность их точно не известна, может быть, около 50 тысяч человек, называется цифра и в 11 лакхов - Сингх. 1997) входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... Около 20% хиджра (в основном трансвеститы) имеют семью - женаты на женщинах и даже имеют детей. Можно сказать, что хиджра - социальная или религиозно-культовая, физиологическая, или инвалидная группа, или своего рода каста, имеющая определенный, в целом очень низкий общественный статус, но также пользующаяся специфическим уважением.
Первые рассказы о хиджра - странных людях, полумужчинах-полуженщинах, которые бродят по улицам городов Северной Индии, попрошайничают, занимаются проституцией, я услышала от моих русских друзей, уже много лет живущих в Дели, - Светланы Гатиной и Дмитрия Змеева. Инструктируя меня, как себя вести в городе, они рассказывали, конечно, и о хиджра, причем говорили: "Будь осторожной с ними! Эти люди действительно обладают магическими способностями". Но какова природа таких способностей у гермафродитов, почему в обществе укрепилась слава за ними как своего рода колдунами? "Человек, в чем-то очень серьезно ущемленный, обиженный природой или высшими силами, всегда имеет особые возможности. Это своего рода компенсация", - объяснила мне Светлана. Но как сами хиджра пользуются этими возможностями?
Хиджра - непременные участники многих религиозных праздников, свадебных и родильных обрядовых действий. Но как и другие ачхут - "неприкасаемые", - они не входят в магазины, больницы, гостиницы, другие государственные учреждения. У них нет паспортов, до совсем недавнего времени они не имели права голоса на выборах. Более того: неофициально им даже запрещено ездить в общественном транспорте. Если водитель и кондуктор посмотрят на это сквозь пальцы, то на вошедшую в автобус хиджру могут наброситься сидящие там женщины, обругают и вытолкают вон.
Большинство хиджра имеют женский облик и одеваются как женщины: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой. Они считают себя женщинами - janana (занана - на урду означает "женский, женоподобный", также - "евнух"), называя при этом нормальных женщин nigaran. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Они передвигаются группами по 3-4 человека, попрошайничают, пристают к окружающим, особенно к мужчинам.
Хиджра проживают в основном в городах Северной Индии, а также в сельских районах Северной и в городах Южной Индии. Однако хиджра Мадхья-Прадеш собираются раз в году, в апрельское полнолуние, на праздник Чайт Пунам в деревне Кувагам (в 30 км от Виллупурам в штате Тамил-над). Там проводится своего рода свадебный ритуал - замужество членов общины с богом Араваном, сыном героя Махабхараты Арджуны и царицы нагое - полулюдей-полузмей - Улупи. Группы хиджра можно встретить повсюду в Индии.
Я встречала хиджра в основном в крупных городах Индии, в поездах, на обочинах дорог, около базаров, в подземных переходах. Только одна моя встреча с хиджрой произошла в небольшом сельском храме Купедикаву в центральной Керале (юго-западном штате Индии). Это была очень высокая девушка с характерными для хиджры резкими, словно точеными, мужественными и очень красивыми чертами лица. Она была одета "по-северному", в шальвар-камиз - широкие штаны и платье-рубашку. Это тоже выделяло ее на фоне местных женщин, носящих преимущественно сари или малаяльское одеяние - мунду-вешти. В долгом, томительном ожидании возвращения процессии богини, отправившейся посещать окрестные дома, эта девушка играла с мальчишками в мяч, и в ее движениях нельзя было не заметить некоторого эпатажа, развязности, внутренней свободы. Это было соединено, однако, и с чувством собственного достоинства, и с большой скрытой энергией. Она подошла ко мне и протянула ладонь с длинными красивыми пальцами, представилась: "Сантия". Находясь рядом, я ощутила удивительное чувство - восхищение, смешанное с ужасом. Странно, что в тот момент куда-то исчезло привычное для этнографа любопытство. Мы перебросились несколькими фразами, я узнала, что она изучает политологию в одном колледже в Вайкоме. Обстоятельства не позволили нам говорить дольше.
Недолгим было мое общение и с Татой Керенджитой - котхи из Андхра-Прадеш, которую я встретила в поезде по дороге из Ченнаи в Калькутту. За доброжелательное отношение и небольшую добровольно пожертвованную денежную сумму я была удостоена благословения: Тата накрыла мою голову концом сари и произнесла слова благопожелания. Продолжительного разговора не вышло: мне удалось только узнать имя ее гуру - мать Веренки Равана и адрес дома, где она сейчас проживает в Тадепаллигудем (дистрикт Западная Годавари в Андхра Прадеш). Даже непродолжительное общение с хиджрой позволяет заметить, что они живут в особом пространстве, очень чутко ощущая отношение окружающих к себе, не позволяют себе останавливаться на одном месте чуть дольше положенных мгновений и тем более - присаживаться рядом с людьми. Общество обычных людей для хиджра - область пути: они всегда находятся в небыстром, но равномерном движении. Хиджра - личность маргинальная, это странник. Заметно, как высоко этикетны все их движения: жест испрашивания денег существенно отличается от попрошайничества других, он исполнен достоинства и самоуважения. Отсутствие привязанности к постоянному месту, странничество, возможность благословлять и проклинать людей, обладание магическими способностями, связь с демоническим миром - все это роднит хиджра со святыми садху.
Рождаются гермафродиты, конечно, повсюду, но скапливаются они в основном в северных штатах - Панджаб, Харьяна, Раджастхан, Кашмир. Крупные общины хиджра имеются в Уттар-Прадеш, Гуджарате, Мадхья-Прадеш. Считается, что на севере Индии, в особенности в пограничных районах с большой численностью солдатского населения, мужчины темпераментны, а также более падки на любовь хиджры. Переодетые мальчики и гермафродиты, согласно народным рассказам, всегда сопровождали войска солдат-сипаев. Процветали сексуальные услуги гермафродитов в период империи Великих Моголов: в них влюблялись, про них писали, им посвящали стихи, за ними ухаживали... После падения империи в историю ушли и знаменитые куртизанки, тавайф, исполнительницы лирических песен - газелей, и занкха, или хиджра - танцоры и певцы при дворах, судьбы которых часто переплетались...
В настоящее время хиджра говорят на языках тех народов, среди которых проживают, но их почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу, в котором имеется множество пословиц, эвфемизмов, поэтизированных строчек, пошлостей. Бродя по городу, выпрашивая милостыню или выискивая клиента для сексуальных услуг, хиджра ведут себя очень нагло. Они попрошайки, которые любыми способами стараются вытребовать себе любой понравившейся предмет - часы, портсигар, кольцо.
Увидев потенциального клиента, они хлопают в ладоши, кричат ему через улицу: "Are, bhaiisaab, chai pine he, kyaa?" ("Эй, господин, попьем чаю?"); "Are, mere bachcha, idhar ayo, me tere ko apna dudh piladungi" ("Эй, моя детка, иди сюда, я напою тебя своим молоком"); "Mere bachcha, dudh pi lo, па!" ("Детка моя, иди, пососи грудь!") или совсем просто: "Chikna he, kya?" ("Потрахаемся?"). Встречая нерешительного человека, сторонящегося их, восклицают: "Tere panir jam gaya, kya?" ("Что, твой сыр свернулся, что ли?"). Удачную или неудачную сделку комментируют сленговыми словечками: "A, chisa (billa) he!" ("О, хорошо (плохо)!").
Происхождение сословия хиджра, вероятно, очень древнее и неарийское. В ведической и брахманической литературе о нем упоминаний нет.
Зато есть сведения в "Махабхарате", куда, как известно, вошло много архаических неарийских сюжетов.
Так, говорится, что Арджуна, один из братьев Пандавов, по жизненным обстоятельствам вынужденный скрывать свой пол, самопроизвольно превратился в женщину или ее подобие. Скрываясь при дворе одного царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучал их танцу. Там он носил женские одежды и украшения. По истечении заданного срока он внезапно превратился в мужественного воина и ринулся в бой, даже не успев снять развевающиеся покрывала (Гусева. 1999. С. 39-42).
Важное традиционное занятие хиджра - исполнение танцев в рамках обрядов жизненного цикла - тоже дает нам основание говорить об их неарийском происхождении. О педи - танце гермафродита, который исполняет бог любовного желания Кама, - упоминается в знаменитой тамильской поэме III века н. э. "Повесть о браслете" (Шилаппадикарам. 1966. С. 55). Он исполнялся на празднестве в честь Индры в Пуркаре, "славящемся богатством городе южной стороны".
Хиджра ведут свое происхождение от трех персонажей, известных по Махабхарате: Сикхнада (брата Драупади, кастрата), Бриханнала и Арава-на (детей от брака Арджуны с принцессой-змеей Улупи). Нередко хиджра называют себя сикхнади или бриханнала.
Другим источником формирования хиджра был, по-видимому, класс евнухов в придворной мусульманской культуре. В XVIII-XIX вв. хиджра и евнухи представляли собой различные общины, индуистскую и мусульманскую; они значительно различались. Евнухи не одевались по-женски, не участвовали в обрядовых действиях, не благословляли новорожденных и молодоженов, не были связаны со священными культами. Однако в настоящее время хиджра - индуисты и мусульмане - живут вместе. И в языке, и в обрядах, и в их повседневном быту смешиваются мусульманские и индуистские черты. Это заметно уже по одному только приветствию, произносимому группой хиджра, приходящей в новый район: "Are, muhale vale guru salam!" ("Эй, салям [мусульманское приветствие] гуру [индуистским учителям] этого района!").
В настоящее время можно выделить несколько видов представителей этой общины. Хиджра - матерые мужиковатые существа, имеющие, например, женские грудь и половые органы, но при этом также грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица. Хиджри - женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек; они часто не занимаются проституцией, но поют и танцуют. Наконец, аквахиджра - это гермафродиты, имеющие мужской член. Кроме того, к гермафродитам подчас тяготеют некоторые гомосексуалы и бисексуалы, которые после обряда оскопления входят в их круг. Иная классификация выделяет кудрати хиджра - собственно гермафродитов, имеющих слабо развитый мужской орган, хиджра - кастратов, и джаакха - среди которых существуют мужчины, имеющие жену и детей, но которые связаны социальными связями с танцорами - хиджра, аккомпанирующими им на барабане дхолак.
Численность хиджра в современной Индии не определена, но замечено, что она не снижается. Они пополняют свои ряды за счет новорожденных, у которых имеются половые аномалии. В ряде случаев "хиджрой" признают девушку, у которой не растет грудь или слишком долго не начинаются месячные. Узнают о новорожденных с дефектами половых органов через акушерок, занимающихся частной практикой и работающих в роддомах, с ними у хиджра налажена постоянная связь. Во многих случаях родители отдают таких детей в общину добровольно; это делается из соображения принесения жертвы, искупления грехов. Подчас при отказе родителей отдать ребенка добровольно хиджра силой захватывают младенца и навсегда скрывают его в недрах своего общества.
Трудно сказать, чем объясняется такая многочисленность этой общины. Н. Р. Гусева предполагает, что предписываемая необходимость заключать внутрикастовые браки приводила к тому, что в малочисленных кастах появлялись дети с определенными половыми аномалиями. Возможно, это стало результатом обычая детских браков и ранних родов, когда появлялись гормонально неполноценные дети (Гусева. 1999. С. 39-40). Известно, что иногда хиджры рекрутируют в свою общину мальчиков без половых аномалий и оскопляют их. Наконец есть сведения, что в среде хиджра живут и вполне полноценные мужчины, и женщины, играющие роль гермафродитов, или занимающиеся организаторской деятельностью. Очень часто хиджры сочетаются браком с людьми без половых аномалий, обычно нищими, но и не только. Известны случаи временного сожительства, гражданских браков хиджра (почти всегда исполняющей женскую роль в семье) с молодыми мужчинами из среднего класса. Долго, однако, такие отношения не длятся.
Община хиджра делится на значительно различающиеся в социальном отношении уровни (см. Nanda. 1994. Р. 96-98). В основном это следующие четыре группы, по-разному зарабатывающие себе на жизнь.
Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного или молодую чету, поют и танцуют, и где получают дары - бадхаи (буквально - "поздравление") - обычно деньги, сладости, одежду и зерно. Выступления хиджра носят отчетливую символику плодородия. Танец и пение хиджра - бурлеск имитации женского поведения, иногда вульгарной, иногда превосходной. Широко используются грубые шутки, явные эротические жесты, хиджра подшучивает над аудиторией, особенно над мальчиками-подростками. Существуют традиционные сюжеты, разыгрываемые хиджра, например, изображение беременной женщины, испытывающей трудности на разных стадиях беременности. На всех выступлениях, исполняемых в честь новорожденного, хиджра осматривает половые органы младенца. Индийцы знают, что всякий ребенок, родившийся с аномалиями половых органов, будет взят в общину хиджра, В последнее время, правда, при некотором снижении количества традиционных ритуалов жизненного цикла, эта практика начинает исчезать из повседневного обихода и больше не приносит необходимых доходов.
Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями.
Низкие исполняют грязную работу по домам, нижайшие - занимаются криминальными делами, выпрашивают милостыню у прохожих, у пассажиров в поездах, в магазинах (за распределением собранных средств следят старшие), приводят клиентов к проституткам. Хиджра, не соблюдающие целибат и занимающиеся проституцией, называются балавар кхар, дхорру котхи.
Имеются особые группы хиджра, прислуживающие в храмах. В настоящее время хиджра выступают с танцевальными представлениями на выставках, презентациях, праздниках в колледжах, снимаются в художественных фильмах.
Встречаются, хотя и редко, хиджра высокого ранга: музыканты, чиновники, служащие - вплоть до министров. Возможно, что не последнюю роль играет и происхождение хиджра: зачастую настоящие родители оказывают ей финансовую поддержку, тайную помощь. Нередко говорят о своеобразных варнах внутри общества хиджра: там есть свои "брахманки", "кшатрийки", "вайшьи" и "шудры".
Все же главный принцип социальной организации хиджра - отношения между гуру (учителем) и челли (воспитанницей, ученицей). Эта модель имеется и в индуистской семейной организации, и в системе духовного наставничества в индуизме. Гуру - старшая личность - понимается как отец, мать или супруг, челла или челли - ученик, ученица - обязаны ему подчиняться, выказывать уважение. Ученицы одного учителя словно сестры между собой. Они часто обращаются друг к другу диди - "старшая сестра".
Хиджра примыкает к общине под покровительством какого-либо гуру, в идеальном случае он остается таковым на всю жизнь (хотя существует и практика смены учителя, что оформляется небольшим обрядом и выплатой денежной суммы старому учителю). Гуру выступает первым мужем хиджры, и если он умирает, то хиджра почитается вдовой. Хиджра говорят, что они не могут жить без своего гуру в противоположность обычным людям, которые могут жить без своих матерей. Задачами гуру являются обеспечение жилища, способа и места работы для своих чела.
В обществе хиджра бытует квазиродственная терминология. Гуру находится в центре системы "родственных" связей. "Сестры" гуру именуются "тетями", учитель учителя - "бабушкой". У учителя имеется обычно одна или несколько любимых старших "учениц", пользующихся особым расположением и привилегиями.
"Учителя" и "ученики" составляют акхра, дера, стхан, гадда - "дома", внетерриториальные единицы, сходные с кланами. Таких домов у хиджра насчитывается по меньшей мере семь (Nanda. 1990). Главы домов образуют джамат - совет старейшин, который принимает важные для общины решения, принимает новых членов, разрешает конфликты. "Дома" хиджра не находятся в отношении подчинения, иерархии, но каждый имеет собственную легенду, историю происхождения, свои поведенческие нормы. Похороны хиджры организуют члены ее "дома". Перед погребением труп бьют обувью, чтобы усопший не переродился снова в образе хиджры.
В последнее время хиджра стали заявлять о себе в обществе (Nanda 1990). Существует общеиндийская ассоциация хиджра, которая собирается в случае юбилеев или смерти наиболее выдающихся, известных учителей хиджра. В последнее время у хиджра появилась своя партия и профсоюзная организация. Замечателен такой дальновидный пример использования труда хиджры: в Мумбаи (Бомбее) возникла государственная служба хиджра, занимающаяся сбором налогов и взимания долгов. Через некоторое время было замечено, что взимание долгов совершается чрезвычайно успешно: традиционно индиец никогда не откажет хиджра, это чревато самыми плохими для него последствиями.
В конце 1990-х гг. хиджра получили избирательные права. Однако они до сих пор не имеют права наследовать собственность, открывать банковские счета, усыновлять детей, вести торговлю или даже получать кредиты. Но общество хиджра значительно модернизируется: среди всех индийских субкультур только хиджра и садку удалось преодолеть цепи бывшей коллективной идентичности и сформировать, внедрить в жизнь новое мировоззрение, основывающееся на чувстве самоуважения, опоры на собственные силы.
Важно учесть еще то обстоятельство, что хиджра - общество сексуального меньшинства. Большой интерес для общества представляет сексуальная жизнь хиджра. Она объединяет два крайние полюса. С одной стороны, имеются свидетельства об их целомудрии или импотенции, связи с божеством. С другой стороны, хорошо известно, что многие из них заняты в проституции, как индивидуальной, так и организованной, входят в особые публичные дома под начальством "мадам". Хиджра-проститутки пользуются большим спросом у клиентов - солдат, рикшей, торговцев, просто у молодежи. Хиджра ищут клиентов в общественных туалетах, где за 150 рупий делают минет. Старшие хиджры "выводят в свет" младших (воспитанниц, челли), медленно прохаживаясь мимо рядов лавочек и магазинчиков и демонстрируя свой "товар". Среди низких групп хиджра процветают наркомания, алкоголизм, курение табака. Однако имеются и группы (например, в Гуджарате), не употребляющие мясной пищи и соблюдающие целибат.
Хиджра считаются почитателями и служителями богов, в особенности Кришны и матери Бахучара. Им они посвящают свою необычную сексуальность, свои таланты и искусство. Хиджра считают себя орудием этой богини, главный храм которой находится в Гуджарате. Божество хиджра восседает на ездовом животном в облике петуха или курицы.
Многие хиджра почитают себя бродячими аскетами, санньяси. Они говорят, что оставили семью, отказались от своей касты только для того, чтобы присоединиться к хиджра как к религиозной общине. Находясь словно бы вне общественной иерархии, как санньяси, а с другой стороны, - в самом низу социума, хиджра свободны от многих условностей повседневного поведения. Они легко провоцируют окружающих, пристают к незнакомым людям, вымогают деньги, бесстыдно завлекают мужчин.
Окружающие относятся к ним с терпением и опасением. Широко распространено мнение, что хиджра имеют магическую силу, черным взглядом, словами и действиями могут лишить человека признаков пола, сделать бездетным или наслать на него беду. Наиболее опасным и вредоносным считается, когда рассерженная хиджра восклицает: "Сейчас я разденусь, и ты увидишь, что будет!" - и затем поднимает юбку, демонстрирует свои половые органы. Рассказы очевидцев подтверждают, что за таким проклятием хиджры может последовать крупная денежная потеря, неприятность или болезнь. Поэтому люди, встретившиеся с хиджрой, дают ей то, о чем она просит, или - в крайнем случае - стараются ее проигнорировать, не довести дело до разговора.
Но вот совсем другой пример: почитается за счастье, если проходящий мимо твоего дома хиджра присел на порог. Это приносит дому успех, радость, процветание.
Хиджра, безусловно, обладают некоторыми магическими знаниями. К ним, например, обращаются с просьбой проколоть уши: известно, что они, поплевав куда-то, помазав какой-то травкой, делают это очень быстро, совершенно без боли и неприятных последствий.
Социальная роль хиджра как "третьего пола" (тритика лаингика - в индийской религиозной антропологии) уникальна, и представители этой касты понимают это. Они устраивают публичные разбирательства с людьми, позорящими их, с теми, кто выдает себя за хиджру. Хиджра борются за свой традиционный рынок услуг; если обычные женщины начинают выполнять их работу, выступая на мероприятиях, где изначально практиковалось выступления гермафродитов, то последние могут даже применить физическую силу для изгнания конкуренток.
Повседневная жизнь хиджра связана с "домохозяйством" - коммунальным хозяйством, объединяющем от пяти до пятнадцати человек под одной крышей и под управлением гуру или домохозяина. Это более или менее постоянные члены семьи плюс посетители или временные жильцы - гости, часто "сестры" из других городов. Все члены семьи должны заботиться о ежедневном заработке, распоряжается которым гуру или домохозяин. Пожилые или больные люди выполняют посильную им, обычно домашнюю работу, присматривают за детьми. Члены домохозяйств могут иметь различных "учителей", могут принадлежать к различным "домам". Географические перемещения, мобильность хиджра велики.
Община выработала эффективную систему социального контроля за своими членами - главным образом благодаря почти полной монополии старших над жизненными ресурсами. Когда хиджра примыкает к общине, она выплачивает некоторый денежный "взнос", после чего вправе получить место жительство на территории, подконтрольной учителю.
Наиболее важная норма жизни среди хиджра - честность и уважение к чужой собственности. Ссоры, склоки и бесчестное поведение в домохозяйстве ведут к потере репутации, а как следствие - к потере экономического успеха. Кроме того, как ритуальные специалисты хиджра входят в дома своих клиентов; поэтому для них важна репутация честных людей. Домохозяйство хиджра - одновременно и семья, и профессиональное объединение, поэтому стремление к конформизму здесь очень велико. Человек, не поладивший в одном домохозяйстве, может сменить место проживания, но общеиндийская сеть "домов" имеет внутренние связи, и люди, заработавшие дурную репутацию, с трудом находят себе новое пристанище.
За склокой и вредительством следует наказание. Провинившуюся могут сначала предостеречь, припугнуть, а с согласия джамата - обрезать ей волосы. Человек, выгнанный из общины (например, за нападение на учителя), лишается средств к пропитанию, не имеет возможности продолжать привычную ему работу. Поскольку все исполнительские выступления устраиваются учителями, хиджра в одиночку не может быть приглашена. Территории для сбора милостыни также поделены между группами, и чужак будет изгнан. Хиджра вне группы может только постараться сформировать свою собственную группу, но это довольно сложно, так как интересы и территории разных групп будут пересекаться (вспомним, как возник конфликт "детей лейтенанта Шмидта").
Сила воздействия хиджра на индийцев, их особая сексуальная роль могут быть поняты только в контексте индуизма.
В индуизме очень значима тема силы, божественной энергии существа, соединившего в себе мужское и женское начало (Bradford. 1983. Р. 307-322). О таких божествах известно уже по тексту древнейшего священного ведического источника "Ригведы". Гимн, обращенный ко всем богам, так описывает богиню Адити: "Адити - небо, Адити - воздушное пространство, Адити - мать, она - отец, она - сын. Все боги - Адити" (Ригведа. 1989. С. 1). В. А. Ефименко в статье о шактизме и тантре замечает, что в других гимнах Адити выступает божеством мужского рода, принимает облик быка или коня (Ефименко. 1999. С. 70). Андрогинность, сочетание мужских и женских признаков - важнейший элемент в шактийском направлении индуизма, в тантризме. Д. Чаттопадхьяя утверждает, что религиозные методы тантризма - не что иное, как усилие человека реализовать в себе женское начало: "это самовоспитание, предназначенное для преобразования основных черт личности и сознания из мужского в женское" (Чаттопадхьяя. 1961. С. 308).
Бахучара Мата - главный религиозный объект почитания хиджра - ассоциируется с травестизмом и транссексуализмом. Все домохозяйства хиджра имеют алтарь с изображениями этой богини, которой поклоняются ежедневно. Об этой богине известно по тексту из Джатипуранам - "Бахучара смрити". Главный храм, посвященный этой богине, расположен в Ахмедабаде (Гуджарат). Кроме того, хиджра идентифицируют себя с Шивой - амбивалентной фигурой в индуизме, объединяющем в себе (как и сами хиджра) сексуальность и аскетизм.
Очень популярен среди хиджра облик Шивы - Ардханаришвара, полуженщина-полумужчина, или единение Шивы с супругой, божественной женской энергией, Шакти. Предания о Шиве и Парвати повествуют об их постоянном "переодевании" в одежды друг друга, в особенности в ходе игры и танца. В тамильской поэме "Шилаппадикарам" ("Повесть о браслете") среди одиннадцати божественных танцев упоминается танец пандарангам - "белый танец, который Шива в облике богини Бхарати танцует перед четырехглавым Брахмой, стоящим на колеснице" (Шилаппадикарам. 1966. С. 55). Хиджра часто посещают шиваистские храмы. Хиджра занимались также рассказыванием мифологических историй, что роднит их с древними индийскими сказителями - сутами, катхаками.
Важная церемония в жизни хиджры - оскопление, удаление всех или части мужских половых органов, что сближает культовую жизнь хиджра с древними мистериями Востока, посвященными великой богине, известной под разными именами, например - Кибела. В настоящее время, правда, она проводится редко.
Эта операция почитается вторым рождением (Nanda. 1994. Р. 96-98). Полагают, что если импотент не внемлет зову богини и не оскопит себя, то и в последующих семи рождениях ему придется оставаться импотентом. Хиджра, созданный этим обрядом (совершаемым в честь богини), именуется нирван и, как считается, укрепляет свою личную связь с Бахучарой. Для хиджра это - перерождение из импотентного мужчины в полноценного хиджру. Операцию проводит хиджра, называемый "повивальной бабкой", и только после получения санкции богини. Такой операции подлежат как преданные Шиве, так и матери-богине. Операция хирургическая, и после ее проведения предписывается особая диета, церемонии, которые имитируют поведение роженицы после разрешения от бремени. Сорок дней длится период изоляции новообращенного. По их истечении нирвана облачают как невесту, устраивают шествие к воде, в ходе которого выполняются многие обряды, нацеленные на увеличение плодородия, имеющие символику бракосочетания и деторождения. После свадьбы хиджра получает благословение и силу богини, он вправе выступать на празднованиях рождения и свадьбы, являя собой "ездовое животное" божества. Через тело и действия хиджры в ходе обряда проявляется энергия божества. Парадоксальная ситуация, характерная, впрочем, для индуизма: импотент, оскопленный, преображается женской плодородной энергией в творческого аскета и отныне может наделять людей плодородием и удачей.
Статья написана с использованием полевых материалов автора, собранных в 2000-2001 гг. в Уттар-Прадеш, Керале, Андхра-Прадеш. Я выражаю большую благодарность Дмитрию Змееву и Светлане Гатиной, сообщившим много ценных сведений о повседневной жизни касты хиджра в современном индийском обществе.